Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ПОРТРЕТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИРКУТСКОГО БОМОНДА ПРОДАДУТ НА АУКЦИОНЕ

Алена Байбородина, журналист, Иркутск 

Последние две недели газеты пестрили газетными заголовками «Говорина продадут с аукциона», «Политики бояться, что их портреты попадут в руки недоброжелателей». Все эти статьи были посвящены нашумевшей сенсационной выставке «Грандперсоны», которая открылась 22 ноября в Выставочном центре имени В.С. Рогаля.

Авторы экспозиции — творческое объединение художников «Ноосфера» — «ноохудожники», как называют себя участники этой группы. В состав объединения входят — Андрей Жилин, Владислав Несынов, Юрий Марков, Татьяна Жилина и Марина Несынова. Вы спросите, в чем же сенсационность? Прежде всего, в самих портретах. В рамках одной выставки художники «Ноосферы» умудрились создать портреты всего иркутского бомонда — олигархов, vip-персон, представителей власти — Владимира Путина, Виктора Вексельберга, Яны Павлидис, Владимира Якубовского, спикера Законодательного собрания Виктора Круглова, вице-спикеров Людмилы Берлиной, Геннадия Истомина, Дмитрия Баймышева и других vip-персон.

Неожиданностью для зрителей, в том числе и персонажей картин стал стиль в котором выполнены портреты. Ноохудожники, следуя своему назначению, — создавать новое искусство, нарисовали иркутский бомонд в стиле «поп-арт». Если верить словарю, «поп-арт — в переводе с английского — искусство, производящее взрывной, шокирующий эффект. Нет, это не разновидность авангарда и не его подобие, ноосферщики не разложили представителей элиты на кубики-рубики, они создали портреты в стиле американского художника Энди Уорхола, когда, к примеру, голова портретируемого написана в реалистической манере, а все остальное собрано из кусочков журналов, газет и тканей. Каждый портрет — это иронический коллаж, части которого выражают все оттенки ассоциаций, рожденных в голове художника в тот момент, когда он рисовал того или иного персонажа.

Уникальность выставки еще в том, что, несмотря на весь эпатаж и сенсационность, а порой жесткость и бескомпромиссность авангардного искусства, сторонниками которого является «Ноосфера» цель, их выставки весьма мирная — собрать деньги для Харлампиевской церкви. Для этого художники планируют провести аукцион на сессии Законодательного собрания 22 декабря, где собираются продать всех «грандперсон», представленных на выставке. Впрочем, лучше самих авторов о своей выставке не расскажет никто, поэтому мы встретились с президентом «Ноосферы» Андреем Жилиным:

— Как восприняли свои портреты представители иркутского бомонда?

— Вообще, определенный шок был, потому что работы выполнены не в привычном реалистичном стиле. Например, когда мы создали портрет Юлии Капраловой, она увидела его, и надо было на камеру сказать несколько слов, она даже от эмоций задохнулась и не могла в себя прийти. Она была в шоке. Потом она объяснила, что очень заинтригована, и главная интрига в том, что ее интересовало, кому же из многочисленных поклонников достанется этот портрет. Что касается Говорина, мы, к сожалению, не знаем пока его реакции. Однако после одного моего интервью появилась такая статья в газете — Говорина продадут с аукциона! Вот такая жаркая тема, горячая!

По словам Андрея Жилина, Юлия Капралова позировала для художников «Ноосферы» в студии «АИСТА». Получился образ манящей незнакомки — женственной, эротичной, загадочной. Говорин на портрете окружен символами заката его деятельности на посту губернатора — заходящее за горизонт солнце, последний звонок. Оригинальная особенность всех портретов — небольшой аксессуар, который символизирует характер и деятельность «грандперсоны». Так, из кармана пиджака Дмитрия Баймышева выглядывает веточка засушенного японского риса, а спикер Законодательного собрания Виктор Круглов изображен в свитере с аксессуаром — водорослью. Как объяснил Андрей Жилин, это символ разветвленной власти. Геннадий Истомин нарисован в виде настройщика рояля. «Законодательное собрание — это инструмент большой политики, а вице-спикер ЗС — настройщик этого инструмента» — объяснил Андрей Жилин. В некоторых работах заложен двойной смысл. Например, на портрете Путина рядом с фигурой президента нарисован маленький идущий человек. Это президент «Ноосферы» в образе «ходока», направляющегося за помощью к главе государства. Портрет полномочного представителя президента в СФО Анатолия Квашнина также украшает изображение одного из членов «Ноосферы» — вице-президента творческого объединения.

— А открытие такой нетрадиционной выставки, наверное, тоже было нетрадиционным?

— В этот раз у нас открытии была настоящая живая музыка с духовной ориентацией, многие высказали мнение, что она перекликалась с музыкой «Белого острога». Совершенно молодые ребята, никому не известный в Иркутске дуэт — «Седьмая линия». Играли они живую импровизацию — то, что они чувствовали, то, что видели. На открытии разгорелся спор, что очень интересно — ведь обычно выставки открываются банально — соберутся «тузы», подарят цветы, пропоют дифирамбы, о том, что, дескать, вот, впервые в Иркутске что-то сверхъестественное, а иркутские художники — лучшие художники в России… Но это какое-то провинциальное, глубоко ущербное восприятие искусства. Мы стараемся на такие выставки не ходить, ну не выносимо смотреть на всю эту лесть, цинизм, пустые слова. А у нас на открытии выставки был живой процесс, дискуссия, пришел один из иркутских художников, сказал, что все герои портретов, по его мнению, должны на нас обидеться, потому что мы извратили их сущность, окружили их дешевыми нарезками из дешевых журналов, а третий этаж это вообще кошмар, ну просто издевательство над портретом. Это было очень эпатажное выступление, я думаю, что этот человек очень хотел попасть в телевизор, чтобы на него обратили внимание.

— Но ведь были, наверное, и положительные отзывы?

— Лариса Забродская, как мне рассказали, тоже приходила смотреть на свой портрет, вроде бы ей понравилось и она хочет направить на выставку всех своих подруг и знакомых. Она очень активная, спортивная женщина и мы даже в знак того, что Лариса Забродская проводит спартакиаду, хотели ее нарисовать с лыжами.

— Я слышала, что депутаты Законодательного собрания очень волнуются за судьбу своих портретов.

— Мы знаем не только реакцию Баймышева, и были звонки от Круглова и Истомина, говорят, они очень заинтригованы. К нам поступили серьезные просьбы, чтобы до аукциона, который пройдет в Законодательном собрании, ни один портрет не был продан. Ведь у каждого политика есть могущественные враги, и они с удовольствием воспользуются этой возможностью, они могут купить портрет и потом либо вытирать ноги об небо, либо метать дротики, либо просто сжечь; а было замечено, что если портрет получается похож на своего героя, и если с портретом что-то происходит, то это обязательно сказывается на судьбе персонажа, можно привести пример гоголевского портрета.

— А что за история произошла с портретом действующего мэра Владимира Якубовского?

У нас у всех портретов цена основная 10 тысяч рублей, но самый дорогой портрет Путина — изначальная стоимость его 30 тысяч, правда сейчас мы его выставили на Интернет — аукцион и установили цену уже 100 тысяч рублей, и это не предел, потому что недавно портрет Путина в Москве был продан за 25 тысяч долларов. Я считаю, это нормальная цена, за такие же деньги Никас Сафронов пишет портреты знаменитостей. Так вот, в момент открытия выставки поступил звонок из администрации города и цена портрета возросла с 10 до 25 тысяч рублей.

Впрочем, это неудивительно, ведь Владимир Якубовский не только грандперсона в сфере политики, с недавнего времени действующий мэр приобщен к развитию современного искусства в Иркутске, так как стал членом академии имени Вернадского «Ноосфера», в которую его включили «ноохудожники» во время открытия выставки. Правда сам мэр пока не осведомлен об этом, но Андрей Жилин заверил меня, что в скором времени Якубовскому будет торжественно вручен сертификат, говорящий о его членстве в данной организации.

— По поводу Баймышева у нас на открытии разгорелся спор, — рассказывает Андрей Жилин. — Говорили, что он должен обидеться за этот портрет, хотя на нем один из лучших пиджаков из всей коллекции, пиджак, привезенный из Нью-Йорка, сшитый в Англии, и колосится на этом портрете японский рис, привезенный из Японии, как символ того, что аграрной продовольственной секцией заведует наш герой. Сам Дмитрий Баймышев был на выставке и достаточно сдержанно воспринял свой порет, сказав, что он очень критично относиться ко всем своим изображениям.

Символично или случайно, но депутат Государственной Думы Сергей Дубровин на портрете ноохудожников похож на молодого Сталина, а депутат ЗС Людмила Берлина на Раису Горбачеву. Те, кто видел портрет полпреда СФО Квашнина, говорят, что он похож одновременно на актера и на гангстера. Путин, как и следовало, ожидать, у ноосферщиков одет в кимоно.

— Над портретом президента Владимира Путина мы работали с особой любовью — говорит Андрей Жилин. Нам он как политик человек, очень нравится своей искренностью, честностью, решительностью. Люди говорят, что он смотрит, как будто сквозь тебя и волосы дыбом встают при виде этого портрета. На самом деле сейчас идет борьба за Россию, и мы его изобразили в образе борца — в кимоно. Сейчас как никогда очень остро стоит вопрос о сохранении России — многим в мире не нравится, что Россия такая мощная, стараются ее раздробить, развалить. Рядом с президентом — портрет действующего губернатора Александра Тишанина. На заднем плане железная дорога, в кармане пиджака — паровозик. На наш взгляд, губернатор, как локомотив, — на нем держится весь регион, и мы надеемся, что тот регресс, который мы наблюдали в последние годы, наконец, остановится. Символично, что портрет губернатора у нас в окружении портретов бурят, все это как бы говорит, что мы стоим на пути объединения с Усть-Ордой.

Как оказалось, телекомпания «АИСТ» на выставке представлена двумя грандперсонами — Юлией Капраловой и Яной Павлидис. Работа над звездой телевизионной передачи «Бомонд» вызвала нешуточные споры.

— Яна Павлидис является олицетворением иркутского бомонда, потому портрет получился очень красивый, у Яны приклеены настоящие ресницы, она чем-то похожа на куклу Барби, вокруг нее вьются мужчины в масках, привезенных из Японии. Портрет сразу стал причиной многочисленных споров между нами, мы буквально разделились на два враждебных лагеря, одни говорили, что она совершенно не похожа, ее надо переделать, другие говорили: не вздумайте ничего делать — она получилась, как живая. Каждый из лагерей боялся, что оппоненты захватят портрет и перекрасят его. Мы решили в «Ноосфере» дело до раскола не доводить и выставить портрет таким, какой он есть, на суд зрителей.

— Я слышала, что проблемы возникли и с портретом олигарха Виктора Вексельберга.

— Вокруг этого портрета разгорелись нешуточные страсти, уже сразу нашлось несколько претендентов купить картину, которые пытались всеми правдами и неправдами заполучить этот портрет, хотели даже нас подкупить, сказав, что этот портрет будет висеть в каком-то огромной особняке на самом лучшем месте.

Интрига сегодняшней выставки еще в том, что если представители власти купят свои портреты, то они станут участниками этой акции, а если не купят, значит, они не внесут свою лепту в восстановление Харлампиевской церкви. Мы с 2003 года занимаемся благотворительностью и социальными проектами. 2003 год был объявлен годом инвалидов, и мы работали с художниками-инвалидами, кроме этого мы совершенно бесплатно расписали две иркутские школы, одна в Первомайском, другая в центре. Также мы еще хотим совместно с американскими художниками в Иркутске провести акцию — «Улыбка», которая станет своеобразной помощью детям-инвалидам с заячьей губой.

Выставка «Грандперсоны» пока еще работает, так что у вас есть время внести свою лепту в благое дело по восстановлению Харлампиевской церкви и просто оценить уникальную галерею иркутского бомонда, созданного в столь же уникальной для нашей сибирской глубинки стиле — поп-арт.